1 СТАДИЯ. РОДИТЕЛЬСКАЯ
Тот самый возраст раннего детства, когда для ребенка основными источниками информации являются родители.
Родители — главные большие фигуры, которые наделены некой волшебной властью, это важные великаны! Детский мозг воспринимает образы и руководствуется ими (точно так, как и подсознание у взрослого). Формируются определённые нейронные связи между образами и эмоциями.
Многократное повторение закрепляет их. И у ребенка образуется сценарий восприятия той или иной фигуры. Как стимул-реакция у собак Павлова.
Например, если мама доброжелательна к ребенку, спокойна, то у ребенка формируется точно такое же эмоциональное состояние. Он будет доброжелателен, спокоен при виде мамы. То же самое с папой.
Если же один из родителей постоянно злится, срывается, то ребенок привыкает к такому эмоциональному фону находясь с этим родителем, а при виде второго (спокойного, жизнерадостного) будет успокаиваться и улыбаться.
Так формируется первичное отождествление себя с родительскими фигурами. Первичное восприятие мира и окружающих его людей, доверие к новому миру и первые сценарии.
Что происходит дальше?
2 СТАДИЯ. МИФИЧЕСКАЯ
После первичного взаимодействия с родителями, ребенок «подключает» к осознанию сказочных персонажей, игрушки (особенно игрушечных животных).
Это происходит всё в том же раннем детстве, когда родители читают ребенку сказки, а основной познавательной деятельностью для ребенка является игра.
Мифические герои сказок (особенно животные в них) являются ключевыми фигурами в отождествлении себя с этим миром.
Уже на этой стадии ребенок перенимает от персонажей стиль общения, поведения. По особенностям игры ребенка с игрушками можно оценить его психологическое состояние и понять его мысли.
Игра — отражение реальных представлений о мире и о поведении в нём. Наблюдайте за ребенком и вспоминайте себя.
Через игру и сказки в этот период ребенка можно научить определённым моделям поведения. И, кстати, некоторые сказки не такие уж добрые, какими кажутся на первый взгляд, если перевести их на язык восприятия ребенком.
Например, «Колобок».
Герой, с которым отождествляет себя ребенок — Колобок.
Модель поведения: колобок сбегает из дома и взаимодействует с незнакомцами по пути.
Сценарий, который записывается в подсознании и будет безоговорочно работать в будущем: отделяться от родителей нельзя, иначе не выживешь.
Проблема сепарации от родителей, действительно, очень актуальна сейчас и многим отравляет жизнь, мешает самореализации. Даже отделяясь физически, они эмоционально зависят от родителей — это первая проблема, которая поднимается на консультациях. Причём, она может быть настолько скрыта, что не сразу будет обнаружена. А это тоже определённый сценарий.
Данная стадия длится примерно лет до 6-ти и плавно перетекает в следующую стадию формирования жизненных сценариев — биологическую!
3 СТАДИЯ. БИОЛОГИЧЕСКАЯ
Важно! Когда наступает новая стадия, предыдущие не исчезают и не уходят в прошлое. Особенность в том, что при формировании сценария происходит наслоение их друг на друга.
Биологическая стадия характерна тем, что после 7-ми лет (примерно) ребенок всё больше начинает осознавать реальность, черпает опыт, отождествляет себя уже не с мифическими персонажами и родителями-волшебниками, а с реальными людьми в своем окружении.
В возрастной психологии этому возрасту приписывают иных авторитетов в принятии ребёнком решений — сверстников.
Это психологическая подготовка к сложному подростковому периоду, которая очень важна. От того, с каким эмоциональным решением ребёнок выйдет с этого возраста, будет зависеть сложность протекания «переходного периода».
Здесь он пока ещё советуется с родителями по поводу тех или иных своих внутренних решений и в итоге принимает решение стоит ли вообще советоваться с ними дальше или нет.
Например, вернувшись из школы, дочь рассказывает о том, что в классе другая девочка специально прогуляла уроки. При этом она, словно наблюдает за реакцией родителей, уясняя для себя определённый урок.
Но для чего и какое будет принято решение?
1 вариант: мама эмоционально и негативно покритиковала поступок той девочки — дочь может решить, что будет скрывать все свои дела, чтобы не вызвать больше такой реакции.
2 вариант: мама проигнорировала — девочка решит, что маме вообще не интересно что происходит в её жизни и может перестать делиться своими мыслями, ситуациями.
3 вариант: мама проявила интерес, расспросила подробно без осуждения, вступила в диалог, задав вопросы и интересуясь мнением дочери по этому поводу — дочь, скорее всего, примет решение, что с мамой интересно делиться, можно обо всем поговорить (даже о плохом) и при этом не встретить осуждение и негатив с её стороны.
Для того, чтобы было принято конкретное решение, и сценарий начал работать, должно произойти много повторений ситуаций (проверок родителей на прочность). Но какая из ситуаций станет решающей предсказать невозможно.
Согласитесь, эмоционально сложно быть таким понимающим родителем. Общение с ребенком требует много физических, эмоциональных и временных затрат, а мы сами прямиком из детства со своими «тараканами» в голове.
Хотя, если знать эти особенности, возможно, хоть иногда получится применять эти знания в своей тактике воспитания.